История компьютерных ролевых игр (страница 1)
|
Форум » Общеролевой раздел » Обсуждение статей » История компьютерных ролевых игр (Серия статей Мэтта Бартона.) |
История компьютерных ролевых игр |
|
И снова добро пожаловать, отважный искатель приключений! Позволь представить твоему вниманию вторую часть истории нашего любимого игрового жанра — компьютерных ролевых игр (CRPG). В прошлый раз мы пробежались по как бы предшественницам CRPG, среди которых были настольные варгеймы и игры про спорт вроде Tactics и Strat-O-Matic. Разумеется, я также упомянул и непосредственного их предка — игру Dungeons & Dragons за авторством Гэри Гайгэкса и Дейва Арнесона (которая, в свою очередь, в большой степени произошла от их более ранней фэнтезийной стратегической игры Chainmail). Поскольку D&D в значительной степени состоит из математических расчётов, программисты сразу поняли, что эту её часть легко перенести на компьютеры. Первые CRPG появились на мейнфреймах вроде PDP-10 и системе электронного обучения PLATO. К началу 1980-х эти графически примитивные, но искусно выполненные с технической точки зрения игры получили адаптации или порты практически для всех имевшихся в то время на рынке домашних компьютеров. И пусть сегодня вряд ли много кто всерьёз продолжает играть в первые коммерческие CRPG для домашних компьютеров (Akalabeth для Apple II и Temple of Apshai для Commodore PET и TRS-80), именно они заложили фундамент, на котором была построена большая часть того, что пришло им на смену. |
# 6 | | FromLeftShoulder | 470
Цитата В конце концов, первая Bard’s Tale ничуть не уступает в сложности Wizardry Цитата Во многих отношениях это просто эдакая доработанная Wizardry с улучшенными графикой и звуком Цитата Даже совсем неопытный игрок способен усвоить правила за пару игровых сессий, а стоит персонажам набрать пару-тройку уровней, как сложность значительно снижается |
Моё примечание с несогласием по этому поводу как-то осталось за бортом. Один свисток барда на 60 зарядов, который просто валит всех, чего стоит.Воистину
Ну, и примечание об общем мнение об убожестве третьего "Крондора" кануло в отработку. То есть фраза автора "многие фаны считали лучшей" формально верна: у любого дерьма есть любители, но по сути (резкое падение оценки игроков по сравнению даже со второй частью, что отслеживается на гоге, ag, og и пр.) - неверна абсолютно. |
Если это насчёт "Крондора" - автор пишет "фанаты". Кроме того, автор не играл в некоторые из описанных им игр, это видно из его фактических ошибок (В ММ4 Шелтем не присутствует вовсе, в серии это не "злодей", а устройство. 2CD с "Ксином" знамениты не саундтреками, а цифровой речью, о которой автор не упомянул. Чернокнижник, в отличие от массы других НПС, не является конкурентом отряда в Виз 7). Таким образом, его оценочные суждения о не известных ему играх получены, вероятно, методом d20, а его оценки "vox populi" стоило бы отметить, как взятые с потолка.
Если это насчёт сравнения Визы и Бт - тут фишка в разной мотивации чаров в бою и, как следствие, абсолютно разной боевой доктрине. В Визе навыки качаются от использования в бою, а в Бт - нет. Таким образом, если бой не смертельный, в Визе игрок длит бой: бьёт магами, колдует гибридами, лечит врагов и восстанавливает им энергию. В Бт игрок минимизирует время боя и затраченные ресурсы. "Не упёртые фанаты", ессно, могут не видеть разницы между Ja2 и Стакрафтом: и там, и там юниты бегают по полю, но от этого их мнение не получает какой-либо ценности. |
Кроме того, автор не играл в некоторые из описанных им игр, это видно из его фактических ошибок ...которыми иногда признаются другие акценты и формулировки. Главзлодей ММ8 по факту тоже не злодей, а устройство, кста, а про то, что Шелтем есть в ММ4, в статье и не написано. Там написано, что на две части игры объединённые в одну, есть сквозной сюжет, конечная цель которого, убить Шелтема. И как говорит мне вики, в пятой части он действительно погибнет. Цитата В World of Xeen имеются дополнительные задания, составляющие эпилог для Might and Magic IV и V. После гибели Шелтема отряд возвращается в пирамиду Древних. Фараон Драконов предлагает завершить миссию, начатую принцем Роландом: объединение двух сторон Ксина в один непрерывный мир. Чернокнижник, в отличие от массы других НПС, не является конкурентом отряда в Виз 7). Если уж задрачиваться по формулировкам, то тут в общем-то и не написано, что он конкурирует, только что стремится завладеть, что можно сделать не своими руками. Цитата several groups (including the player's party and the "Dark Savant") set out to find it. This aspect of competing with other groups for the same prize was quite novel. Я тут, кстати, по ходу дела обнаружил, что есть ещё вариант перевода "Тёмный учёный". Ну и, вообще, не знать и не играть во всё — это нормально. Как ни странно, опусы великих ноунеймов, занатаров и рефентези, состоят процентов на 50 из информации, которую им дали другие люди (которые могли говорить по памяти, ошибаться, иметь свои оценочные суждения и так далее). Тот же ноунейм не раз спрашивал у меня о чём-то для своих статей, и я мог сказать ему какую-нибудь фигню, и это потом влетело бы в какую-нибудь статью... А ещё у Занатара скрины в статьях примерно на 100% не свои, а с мобигеймс... А ещё люди иногда пишут об играх по памяти, а она их подводит. Для фанатов, да. Для всех остальных все блобберы — это просто блобберы. При всех различиях между ними. Однако же... мы же любим цепляться к словам, правда? Тогда стоит обратить внимание на Цитата Во многих отношениях это просто эдакая доработанная Wizardry с улучшенными графикой и звуком Не просто доработанная Wizardry, не одно и то же с ней, а "во многих отношениях". То есть дальнейшее развитие, основанное на. Да и если судить по комментариям фанатов БГ к вашей статье на ДТФ, вы в неё тоже не играли. ![]() Я постоянно напоминаю любителям кого-нибудь разъебать о брёвнах в глазах и прочих вещах, но не то чтобы это сильно помогало (как и не додумывать за автора то, чего он не говорил, и спорить со своими же интерпретациями текста). |
# 12 | | FromLeftShoulder | 470
по сути (резкое падение оценки игроков по сравнению даже со второй частью, что отслеживается на гоге, ag, og и пр.) - неверна абсолютно. ПС. Я мечтаю о том, что кто-то возьмёт какую-то серию, и просто распишет её эволюцию, и на этом примере подаст и эволюцию жанра. Например МнМ или Визардри. При чём со сравнением отличий на разных платформах. Порой находишь какую-то старую игру и просто не знаешь в какую версию начать играть, коммодоры, амиги, несы-снесы, плейстейшоны, дос...некоторые версии отличаются графикой (при чём обычно на консолях у старых игр графика куда лучше, как пример та же тень рогатой крысы, которую на ПК вообще невозможно играть из-за уродливого управления и крохотного экранчика размером с 1/6ю, а вот плоевская версия просто великолепна), другие контентом, третьи вообще написаны с нуля и общего только наброски сюжета |
Ну как и то, что ты на форуме пишешь, зачастую. Мнения — такие мнения. Я мечтаю о том, что кто-то возьмёт какую-то серию, и просто распишет её эволюцию, и на этом примере подаст и эволюцию жанра. А потом придёт десяток анонимусов с интернета и пояснит, что ты тупое говно, потому что назвал пиксель зелёным, а он был салатовым. ![]() |
# 14 | | FromLeftShoulder | 470
Я пишу мнения, а не аналитические статьи. Разные требования как бы к мнению в чате/на форуме и к чему-то претендующему на звание аналитики исторического процесса. Собственно потому я полноценные статьи и не берусь кропать - слишком много надо знать и перепроверять, даже имея источники - их нужно проверить на степень достоверности. Что с историей очень сложно вообще делать, достоверность какого-то единичного мнения на единственном уцелевшем за 40 лет форуме не значит примерно ничего. Как понять что игра тогда понравилась или не понравилась игрокам? Какие игроки имеются в виду? Если не сохранилось адекватного исследования с выборкой и цифрами, а метакритиков и стима для того чтобы кропать отзывы не было? Какой-то форум в Колорадо обосрал игру и до сих пор живой. 1000 других форумов и журналов были в восторге, но их сейчас не найти. А верить приходится человеку который родился через 20 лет после, в другой стране продажи в которой не роляли на успех и в которой игра вообще продавалась только на криво локализованных пиратках (мы не знаем даже на каком языке он в неё играл сам!) и не говорит откуда он вообще взял что игра понравилась игрокам или не понравилась? Да есть куча игр вызвавших фурор в одной стране и провалившихся в другой. На каких игроков тогда ориентироваться? На русских? Американских? Короче подобной субьективщины и непроверяемости в аналитике быть не должно, а если она есть обязаны быть ссылки на источник, например "игру раскритиковал такой-то сайт, журнал, игроки такой-то страны восприняли прохладно, зато вот такой-то журнал, игрожур, игрокнациянэйм был в полном восторге". По поводу Бардов я например в те времена вообще ни от кого про эти игры не слышал, на слуху были МнМ и Визардри, тем более они были мультиплатформой, и были популярны среди тех кто ходил в игровые залы с консолями, в Барда НИКТО из моего окружения не играл, впервые я услышал про тайтл когда вышел одноимённый слешер, то есть заявления что он был "популярен" с моим лично опытом ппц как конфликтуют, я просто не могу поверить в его "революционность", он был одной игрой из многих, причём б-эшелона, совсем не ВЕХОЙ, как подаёт автор статьи. Короче искать ошибки в чужих куда проще.
|
Это не отменяет оценочности суждений, которые для кого-то обязательно будет чушью, и их будет тем больше, чем больше народу вокруг. Можно зайти на ДТФ и высказать любое мнение, и тебя в любом случае обосрут. Поэтому не вижу смысла оспаривать оценки авторов статей. Фактические ошибки — другое дело. Об этом можно и нужно написать в примечаниях в статье. Но только если автор действительно ошибся, а не кому-то захотелось поцепляться к словам в своей голове. Я в принципе согласен с тем, как должно быть, но я такого пока не видел. Поскольку люди не роботы, они смотрят на мир по-своему, это накладывает свой отпечаток, да и к тому же никогда не получается сделать всё идеально, а в подобных материалах даже сами авторы потом месяцами могут находить то, что написать хотели, но забыли. Нужно быть чуточку терпимее к мясным мешкам, поменьше прозревать в них какую-то злонамеренность и стремиться обесценивать чужие труды. Критика может быть вполне доброжелательной, что я вполне вижу на примере редактирования местных статей в гуглодоксах, когда общая цель сделать конфетку, а не показать, что ты самый умный, а остальные дураки. |
# 16 | | FromLeftShoulder | 470
в аналитике ей место только под сноской "ИМХО". Сразу понятно что это не истина, а мнение автора. А когда это подаётся как само-собой разумеющееся типа "ну вы чего, даже дети знают что нет никакой России, это територия Украины, московия подчинялась киевскому князю" - это не аналитика, это ПРОПАГАНДА своей точки зрения.
|
Мне и без сносок почему-то понятно. Любое мнение, высказанное автором — его личное мнение. Иначе в любой пост на форуме может автовставку ИМХО ставить. Для тупых. Правда, у некоторых людей есть неисправимая привычка говорить за всех. Если мнение автора статьи принципиально не интересует (а в моём случае это почти всегда так), то с некоторым умением, которому уже давно пора выработаться, это всё просто отфильтровывается на автомате. Меня не коробит заявление Антиквара, что серия Might & Magic никак не влияла на жанр, а потому он долго не брался писать про неё. Я понимаю, что это его точка зрения, он имеет на неё право. Я читаю дальше, чтобы узнать, как Канегем обзванивал магазины и оплачивал рекламу в журнальчиках. |
# 18 | | FromLeftShoulder | 470
Мне потому и кажется что нужно ставить более конкретные и скромные задачи. Человеку не учёному, без определённых навыков, степеней, опыта научной работы с текстом и анализа исторических источников, приниматься писать очерк об истории жанра ла ещё на коленке за пару дней - заведомо проигрышный вариант. Это либо работа жизни (реально годы потраченные на изучение всех нюансов, вплоть до личных интервью с современниками и структурирование данных), либо..просто перечисление вышедших игр при сортировке олдгеймсов по дате и звёздочкам. Небольшие статьи, по конкретной игре или серии куда проще и несут большую пользу.
|
|
# 20 | | FromLeftShoulder | 470
я не смогу сделать правильно, не обладаю для этого ни навыками, ни должной мотивацией (мне за это даже степени не дадут и вряд ли в рецензируемом журнале опубликуют, всё же геймдев даже искусством не считается)если они указывают на существующие ошибки - это же хорошо. Возможность стать лучше и исправить ошибки. Плохо когда хвалят ни за что. А когда подчёркивают красным - замечательно.
|
# 22 | | FromLeftShoulder | 470
И в их глазах ошибкой будет отсутствие резины на детородном органе отца автора статьи, о чём ему и будет сообщено. ![]() |
Мнм 1-5 же очень неплохая есть от Антиквара на коре. По фактам всё ровно, мнение автора - ну, одно из мнений.
|
Или вы — менять тему, когда ответить нечего. ![]() И многие, боясь быть обосранными с ног до головы, не пишут ничего (ой, мне не хватит знаний), зато с большим удовольствием обсирают попытки других. Что *особенно* характерно для рунета с его вечнонедовольными жизнью анонами. Мнм 1-5 же очень неплохая есть от Антиквара на коре. По фактам всё ровно, мнение автора - ну, одно из мнений. На самом деле... и это забавно, почти по каждой упомянутой в этой статье игре на КОРЕ есть отдельная статья от Антиквара. Я поэтому и спрашивал в одмен-чатике, как бы это грамотно прилинковать к статье так, чтобы это не выглядело так, что автор ссылается на эти статьи. Там с десяток статей можно подтянуть, начиная от всей серии "Открываем золотую коробку" до отдельных статей про Wizardry, Bard's Tale, Might & Magic, Quest for Glory и других. |
# 25 | | FromLeftShoulder | 470
Как будто что хорошее или нужно потакать плохому. Это как оправдывать людоедство потому что мы ж в Африке.
не помню читал ли...надо глянуть. Хотя так-то 5й частью серия не закончилась. |
Имхо, логично описывать и обсуждать 1-5 отдельно, 6-10 - отдельно. Между ними - пропасть, вызванная маленьким изменением - возможностью перемещаться в бою и убегать из него. Да, в "Ксине" есть заклинание для побега из боя, но он и не сразу появляется, и таки заклинание. Ну, и ходячие-бродячие неписи сильно меняют картину.
|
# 27 | | FromLeftShoulder | 470
и 3д. Но...мы же обсуждаем эволюцию линейки, как раз эта пропасть и важна, важно показать в едином материале чем именно отличает 5 от 6, потому что 5 от 1 отличается уже куда слабее. Ну и затем показать чем отличается 8 от 9 и почему 9 оказалось самой провальной за историю серии и по сути закрыла её. Ну и можно вспомнить 10 как попытку рестарта серии в новом сеттинге совершенно другим разработчиком.
|
И снова добро пожаловать, о отважный искатель приключений! Перед тобой третья и заключительная часть истории нашего любимого жанра — ролевых игр или, для краткости — CRPG. Тем, кто видит этот цикл статей впервые, я бы посоветовал сначала прочесть первую часть, «Ранние годы», повествующую о таких истоках жанра, как Akalabeth Ричарда Гэрриотта, серия Wizardry (Sir-Tech) и, конечно же, ранние CRPG для мейнфреймов (например, dnd). Потом следует вторая часть, «Золотой век», посвящённая периоду с 1983 по 1993 год — эпохе расцвета CRPG. |
# 31 | | The_Interactivist | 312
Гц всех, полный комплект Бартона, 3/3. Заключительная часть статьи даже сегодня как мини-пророчество звучит.
|
Цитата Большинство критиков с ходу отправило Ascension в утиль Цитата Arena кишит багами Цитата Might and Magic VI — невиданное дело! — не было багов Цитата Следующую часть серии, For Blood and Honor... ряд других приятных особенностей, вроде двух вариантов концовки. Цитата Day of the Destroyer, однако здесь хватает и других радостей жизни, вроде трёхступенчатой системы учителей (эксперт, мастер, грандмастер), из-за которой игроку постоянно делать заметки, периодически долго и муторно возвращаясь в давно исследованные места. Цитата Исход игры зависит от того, каким путём следует игрок: магическим или технологическим Цитата Главная проблема в принципе получения очков опыта: игрок зарабатывает их атаками на врагов, а не победой над ними. Это означает, что сила и ловкость играют ключевую роль Дец. Магические атаки с точки зрения иксперда не приносят опыта или основываются на силе и ловкости? Цитата В Baldur’s Gate... игрок ... напрямую управляет только одним персонажем Цитата Baldur’s Gate II: Shadows of Amn...вовсю пользовалась новыми 3D-ускорителями Разрешала активировать чекбокс "использовать 3д ускорители". Никаких изменений это не влекло. Цитата проблема с интерфейсом — необходимость постоянно следить, чтобы персонажи двигались в нужном порядке; если отвлечься, можно запоздало заметить, что маг в одиночку забрёл в толпу врагов, а другой персонаж зацепился за преграду несколькими комнатами ранее. Ну, это частая проблема у экспертов. Интересно, он в шутерах отвлекаться не пробовал? Цитата Однако есть нюанс — если поднять характеристику выше «среднего», дальнейшее повышение становится всё дороже. Эта идея с экспоненциальной стоимостью роста очень неплохо работает. Такая экспонента в тайном сообществе пятиклассников именуется "арифметической прогрессией" Цитата Эта одна из игр, чьё бескрайнее убожество трудно описать непосвящённым Она мерзка, как яблочное варенье с корицей, да. Цитата неисчислимых багов (кое у кого игра — без шуток — форматировала жёсткий диск!) Это ещё цветочки. У меня она видеокарту поменяла на худшую. Если серьёзно - баг был, но один. При попытке уничтожить третью книгу великого зла это самое зло оказывалось настолько велико, что и игра, и ось вешались наглухо. Перезагрузка "резетом" могла вызвать дисковый сбой и необходимость запуска чекдиска, что и породило миф о форматировании. Цитата толпы скелетов с черепашьей скоростью ползают по экрану Цитата Меня эта медлительность довела до такого бешенства, что пришлось скачать ускоряющий бои хак У этой известной проблемы таки было два не совсем очевидных решения: покупка компьютера, подходящего под минимальные системные требования и, начиная с версии 1.03, установка скорости передвижения неприятеля на "высокая" в меню. В игре, кста, одна из лучших и красивых анимаций движения для того времени. Цитата К сожалению, игра кишит багами Цитата Return to Krondor часто называют лучшей игрой трилогии. Сюжет здесь интересный (как и следовало ожидать от Фэйста), а герои вызывают интерес и сочувствие. Цитата игроки наконец смогли разделаться со своим старым врагом, Тёмным гением Цитата Также здесь два боевых режима (пошаговый и в реальном времени) ЗЫ. По итогу трёх статей: первая очень интересна, из второй я тоже почерпнул несколько очень важных для себя фактов. И, кажется, где-то посредине эпохи, описываемой во втором материале, компьютер автора сломался раз и навсегда: об играх 1994-2004 он несёт такую дичь, что крайне сложно предположить, что он в них играл. Ну, и огромное спасибо переводчику и редакторам, конечно. |
Дец. Магические атаки с точки зрения иксперда не приносят опыта или основываются на силе и ловкости? Эксперд, полагаю, привёл пример для бойца. Ключевое всё же про атаки. Хотя более показательна была бы боль от игр красивой и обаятельной девицей с толпой народу, которая делает всё за неё. Управляет одним персонажем, пока не присоединятся другие. Вероятнее всего имелось в виду это. Появляющимся только в конце шестой части и называемым везде "Чернокнижник" или "Dark Savant". Опять автор что-то не то об игре прочитал. А это уже просто хейт. ![]() Ну а ошибок в третьей статье много, да. Есть мелкие, есть не очень. Но много. |
# 34 | | FromLeftShoulder | 470
ну Савант - это учёный, то есть можно сказать "гений", как раз "Чернокнижник" - отсебятина переводунов, он не чернокнижник По факту тоже читал и думал то ли у меня лыжи не едут по асфальту, то ли автор немного с приветом. Не лучшее у него лучшее, довольно хороший МитДранор (ну не шедевр, но игра в целом хороша) - у него говно из говна. По ММ-ам тоже впечатление что в игры автор вообще не играл. |
Ну, какбэ в любом случае не конченный хлам. По сравнению с IWD выигрыш во всех аспектах, кроме саундтрека (его просто не помню ни там, ни там).Так там дальше " и от многих интересных возможностей приходится отказываться", так что верно, что примечание дописали.
|
Так там дальше " и от многих интересных возможностей приходится отказываться", так что верно, что примечание дописали. Ну, у мага тоже приходится. Потому что в любом случае приходится делать упор на прямые атаки (у мага отлично имбахарм работает). Не уверен, конечно, но наверняка магу призыва в такой системе неуютно (не играл, просто предполагаю по аналогии с предыдущим примером про хождение толпой без урона основным персонажем). |
# 38 | | FromLeftShoulder | 470
не совсем, при желании можно, но придётся гибрид делать, ничто не мешает комбинировать харм и саммоны (я так и проходил в соло, призываешь здоровенного демоняку и харм-харм-харм). То есть это даёт простор для, тут невозможно скорее пройти чистым призывом не используя больше ничего другого, ни оружия, ни заклинаний, то есть система принуждает мага комбинировать, тогда как технарь тупо на автоатаках играется. |
Но было выпущено два официальных патча. А неофициальными (см. GrayFace's patch) баги фиксятся до сих пор.
Цитата Day of the Destroyer, однако здесь хватает и других радостей жизни, вроде трёхступенчатой системы учителей (эксперт, мастер, грандмастер), из-за которой игроку постоянно делать заметки, периодически долго и муторно возвращаясь в давно исследованные места. Теперь ясно: автор не играл ни в одну. Заметки делались автоматически, а сама система появилась в ММ6 (и считалась отличной находкой). Цитата К сожалению, добросовестности у команды контроля качества в New World Computing хватило ненадолго, и они вскоре понизили свои стандарты до средних по индустрии. |
| |||
| |||