Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided
Автор: katarn | Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: katarn, 18:10 (обновлено: 2023-05-07 02:05) | Слов: 2200 | Время чтения: 0 ч 8 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Начинающий | Просмотры: 741
Не буду оригинален: Deus Ex: Human Revolution оказалась удивительно хороша. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда посторонние люди берутся за культовый сериал и действительно умудряются вдохнуть в него жизнь. В чём-то она уступала работе Спектора, в чём-то — превосходила, в чём-то даже явно ей не соответствовала, но это была удачная попытка реанимации Deus Ex. И она стала большой проблемой как для самого сериала, так и для Eidos Montreal со Square Enix, потому что нельзя просто взять и не сделать банальный прямолинейный сиквел удивительно хорошей игры.
И они — разработчик и издатель — сделали прямой сиквел Human Revolution. Наплевав на несколько концовок предшественницы, Mankind Divided делает вид, что всё было не совсем так, как могло вам запомниться. И это — только полбеды, даже четверть беды, потому что основная проблема не в этом. Нет, основная проблема — старый главный герой.
Адам Дженсен прекрасно отыграл свою роль в 2027 году. Он никогда о ней не просил, а потому наблюдать за ним было интересно. Его личная трагедия, трагедия человека, в анатомическом смысле в значительной мере переставшего быть человеком, причём внезапно и драматично, идеально наложилась на запутанную и интригующую, типично киберпанковскую историю. Лёгкий налёт нуара, лошадиная доза зловещих корпораций и заговоров, приятная цветовая гамма, нелинейность — только обязательные боссы портили всю картину. Но Адам и сюжет Human Revolution идеально подходили друг другу.
Теперь на дворе 2029 год, а Дженсен работает в интерполе. Типичный секретный агент, он всю игру гоняется за аугментированными террористами. По злой иронии, он вынужден защищать мир, который ненавидит таких как он — железяк! — от, собственно, подобных себе. От железяк. Озлобленных, загнанных в угол, несчастных недолюдей. Именно так к ним относятся в Праге, да и не только в ней. Обладателей металлических конечностей и искусственных внутренних органов ещё не жгут в печах, но всё к тому и идёт. И будто не понимая этого, некие террористы из числа безвинно униженных и оскорблённых регулярно подбрасывают дрова в уже занимающееся пламя народного гнева.
Deus Ex без хорошей истории — это посредственные перестрелки, далеко не идеальный «стелс» и бессмысленный взлом всех доступных электронных устройств. Mankind Divided до такого не скатилась, но разработчики явно двинулись в «нужном» направлении. Да, в игру снова вернули Адама. Таинственные силы запихали в него новые улучшения, но этот факт остался без должного сюжетного развития. Я не против железного дровосека с одним выражением лица на все случаи жизни, но смотрится он на этом празднике жизни откровенно лишним.
Личная заинтересованность? В начале Human Revolution Адаму стреляют в голову и якобы убивают его бывшую девушку. Потом ему в буквальном смысле вшивают целый арсенал невероятных возможностей и дают право отомстить за свои страдания. В Mankind Divided он, ну... просто делает свою работу. Что эта игра может противопоставить жуткому замыслу, обернувшемуся трагедией планетарного масштаба? Единственного полноценного «босса», идейного бомбиста, угрожающего здесь и сейчас погубить несколько сотен невинных людей.
Mankind Divided измельчала, сбилась на типичную историю про суперагента и террористов — сюда даже грузинскую мафию приплели, и экстремиста из Украины, удивительно, что в заголовке игры нет логичной приписки «Tom Clancy’s». Эта утомительная и откровенно слабая история начинается практически ничем, а заканчивается даже хуже — нет точки, нет ответов на главные вопросы. Действительно, а как отвечать на эти по-настоящему главные вопросы, если впереди не только события оригинальной Deus Ex, с которой новая дилогия не особо и стыкуется, но и, теоретически, будущая игра Eidos Montreal? Никак. Пускаем по экрану финальные титры и обещаем приоткрыть завесу тайны в следующий раз.
И если сценаристам положен строгий выговор, то дизайнеры вполне заслуживают похвалы. Сдержанной, не без оговорок, естественно, ведь и тут обошлось без откровений: если игра страдает от синдрома «второй части», то раковая опухоль боязни сделать что-то новое отмечается метастазами почти во всех её элементах. Так, например, свободно исследовать можно лишь Прагу (и совсем чуть-чуть — одну сюжетную локацию), которая заметно больше ключевых зон HR, но явно меньше ожидаемого от RPG 2016 года.
Ключевые принципы остались прежними: есть сюжетные задания, довольно продолжительные и весьма предсказуемые, но есть и дополнительные квесты, которые легко пропустить. Именно они делают Прагу такой интересной, ведь наряды полиции на улицах и эклектичная архитектура — смесь узнаваемой восточноевропейской столицы с типичным «городом будущего» — напоминают Сити-17, в котором в поисках приключений можно исследовать почти каждый уголок, забраться во многие здания, завести новые знакомства!
Будь то поиски лаборатории по производству наркотиков или расследование серии зверских убийств, Mankind Divided никогда не забывает основополагающие принципы Deus Ex: нелинейность и свобода выбора. Авторы отчасти правильно отреагировали на критику Human Revolution: абсолютно любое поручение можно выполнить, пользуясь лишь нелетальным оружием. Даже схватка с финальным боссом не обязана заканчиваться смертью. И этот по-настоящему ролевой подход — главное, за что следует ценить Mankind Divided. Хотя она не удивляет и потчует нас сомнительной историей, свобода выбора дорогого стоит.
Обходные пути, ветхие стены, вентиляционные каналы, в которых без проблем помещается здоровенный мужик со снайперской винтовкой — такого (да и не только такого!) добра тут полно. Впрочем, обилием опций заретушировать неизменно слабый ИИ не получается. Враги не замечают пропажу коллег, их часто не удивляет открывшаяся дверь, они, в конечном счёте, по-прежнему близоруки и туговаты на оба уха. Mankind Divided предлагает широчайший набор способов борьбы с противниками, но сами противники такой чести не заслуживают. Обидно!
Другое дело, что восприятие современных Deus Ex сильно зависит от вашего стиля игры. Конкретно в Mankind Divided авторы приняли крайне спорное решение: они позволили собирать детали (и разбирать ради них предметы), из которых можно мастерить расходники вроде батарей для подзарядки Дженсена, электронных отмычек и прочих устройств. Что это значит? Если раньше игра поощряла изучение каждого уголка мира и щедро награждала предпочитавших расправляться с врагами тихо и бескровно, то теперь «манчкинам» станет намного тяжелее не собирать почти весь мусор, попадающийся им на пути.
Потому что каждый противник, каждый автомат — источник драгоценных запчастей! Разбор нескольких пистолетов ради одной электронной отмычки — отличный размен. Если внимательно зачищать каждую карту, то инвентарь будет ломиться от десятков отмычек и батареек, позволяющих обежать по периметру самый крупный район Праги, не выходя из невидимости! Оно того стоит хотя бы потому, что разработчики вложили много сил в создание правдоподобного мира. Радует обилие мелочей: в сравнении с Human Revolution, в Mankind Divided заметно больше интересных предметов, да и просто деталей интерьера.
Верно и обратное: недостаток ресурсов превращает Mankind Divided в интересное и относительно сложное испытание. Что отчасти подтверждается отдельной «сюжетной» миссией, которая, вероятно, зачем-то (зачем?!) вырезана из самой игры и предлагается для прохождения в специальном пункте главного меню. Новые возможности — это прекрасно, но продолжение ощущается намного проще оригинала.
Что характерно, свежие аугментации не навязывают: игра прекрасно проходится с помощью проверенных временем фокусов Дженсена. Невидимость, рентгеновское зрение, бесшумность, дробовик... Трюки вроде крепкой «брони» имеются, но обойтись можно и без них. Хочется снова Human Revolution, но чтоб в новых декорациях, с графикой получше и бестолковым сценарием? Пожалуйста, пожалуйста! Привычные умения Адама слишком полезны, чтобы тратить драгоценные баллы прокачки на новые способности.
Если абстрагироваться от силового варианта решения всех проблем, суть современной Deus Ex неизменна: прячемся за углом, ждём патрульного, давим нужную кнопку и Дженсен эффектно лупит врага, одновременно отбрасывая его за укрытие. Удобно! Если бы не такие мелочи, похорошевшая картинка, залитые солнечным светом улочки Праги (есть тут, само собой, и ночной «вариант») и чудовищно привлекательная возможность разобрать все винтовки в округе на полезные детальки, то Mankind Divided трудно было бы назвать сиквелом.
Самый главный грех такой «второй части» в том, что её и «второй частью» не назвать, это скорее обширное дополнение, которое во всём опирается на «основную» игру. В ней нет ничего впечатляющего, эта Deus Ex будто боится удивить, тут даже визит в бордель обставлен буднично и без изюминки. И без клубнички. В ней нет огонька, она движется по инерции, по инерции же предлагая набор развлечений из Human Revolution. Сам набор хорош, но в отрыве от таких абстрактных вещей, как история и мотивация героя его ценность заметно снижается. Да и стоило бы внести серьёзные правки в знакомую концепцию. Так, например, многочисленные устройства всё ещё содержат массу информации об обитателях этого мира. Когда они уже научатся удалять письма с паролями и компромат на себя? И чем больше мы тратим время на взлом неизвестно чьих квартир, тем сильнее сегментируется восприятие игры.
Тут у нас монотонный, усыпляющий сюжет, на него работает целая толпа безликих NPC, у некоторых из них есть страшные секреты, но нам до них дела нет. Другим даже не дают времени раскрыться. Вот здесь у нас Прага, в ней полно вентканалов и открытых окон, так что на «зачистку» города уйдёт не один час реального времени. Занятие бестолковое: я так до самого финала и не придумал, на что потратить огромные денежные накопления, да и по-настоящему ценные сведения попадаются далеко не всегда. А потом в ходе выполнения какого-нибудь квеста внезапно приходит понимание, что десять часов назад Адам совершенно случайно уже давно взломал все нужные замки.
А вообще вокруг притесняют аугментированных, очень притесняют. Смотрите, смотрите какая несправедливость! Поднимитесь не по той стороне лестницы — готовьтесь общаться с полицией. Не будущее, а настоящий фашизм! И в центре всего этого — Адам Дженсен. Бессмысленный и беспощадный.
И ведь есть удачные находки. Резервация для аугментированных вполне заслуживала того, чтоб стать полноценной локацией, второй Прагой, а не обычной декорацией из нескольких коридоров и говорливых NPC. Управлять Дженсеном удобнее, хакерская мини-игра стала немного интереснее. Любителей скрытности уравняли в правах с фанатами шутеров. Но Deus Ex — не Call of Duty, тут нельзя нарисовать несколько карт и выдать их за новую игру. Чего стоят все эти улучшения и доработки, если всё это двигает бездарный сценарий с апатичным главным героем?
Есть подозрение, что в Eidos Montreal забыли, как получилось, что Human Revolution пришлась по душе множеству игроков. Во вступительной миссии Mankind Divided есть такой диалог (в локализованной версии, в оригинале он звучит иначе):
— ...мистер?
— Зови меня — Шепард.
— А, был такой капитан.
Сделать эту отсылку более натужной, пожалуй, невозможно. Но вспоминаю я её не из-за спорного перевода, нет: этот неуклюже переведённый диалог удивительно органично смотрится в (местами) крайне неуклюжей игре. Ещё смешнее матерные вставки, которые зачастую звучат совершенно неуместно. И в этих незначительных мелочах — вся Mankind Divided. У неё за плечами успешная Human Revolution, но если ту удерживала в рамках приличия лишь спекторовская Deus Ex, то Mankind Divided оказалась зажата между двумя титанами. Ей нечего предложить сюжетно, а содержанием она не должна слишком уж отличаться от предшественницы. Хотя, нет, почему? Вот же бестолковый, непонятно зачем нужный режим Breach.
Вердикт
Deus Ex: Mankind Divided рассказывает банальную историю и стесняется хоть в чём-то превзойти предшественницу. Эта симпатичная игра, почти настоящий immersive sim, манит мнимой глубиной, но после быстро наступающей и потрясающе жалкой развязки вы всё-таки поймёте, что вам так и не дали шанса по-настоящему погрузиться в этот мир. Качественная, но, увы, пресная игра. ▲